ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИCтруктурное подразделение детский сад «Золотой колосок» пос. Приморский государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области |
|
Главная : / Наша жизнь / Методическая копилка / Работа с педагогами / |
Конспект проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме «Зима»
Подготовлен: Барановой О.Л., логопедом МДОУ д/с «Золотой колосок», п.Приморский
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах; уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй речи; учить образовывать качественные прилагательные, относительные прилагательные от глаголов, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: мольберт, картинки с изображением зимы, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто отгадает мои загадки:
Странная звездочка Что за нелепый человек
С неба упала Пробрался в 21 век?
Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и пропала. Боится солнца и тепла.
(снежинка) (снеговик)
Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,
По городу идет: Да не вставишь его в окно.
Всем щеки нарумянит, (лед)
Всех ущипнет за нос. (мороз)
Наступили холода, Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту. (снег)
Перестал медведь реветь –
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
2. Упражнение «Снежинки»
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
3. Голосовые упражнения:
«Лесенка»
«Катание с горки»
4. «Подбери родственные слова»
Снег – снежинка, снежок, снегопад, Белоснежка, снегокат, подснежник, снеговик, снегопад, снегоход…
Лёд – ледяной, льдинка, ледник, гололёд, гололедица, Ледовитый, ледниковый…
Мороз – морозник, морозильник, заморозки, подморозил…
5. Дидактическая игра «Подбери слова» (действия)
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад начнется. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает… .
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
6. Составление предложений о зиме по картине
Логопед помещает на мольберт картину.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- Верно. На прошлом занятии мы рассматривали разные иллюстрации о зиме. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.
Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.
Логопед дает оценку рассказам.
7. Игры с мячом:
«Исправь ошибку» (причинно-следственные связи)
«Образуй признаки от действия» :летит – летящий, тает – тающий, лежит – лежащий, замерзает – замерзающий, хрустит – хрустящий, идёт – идущий и т.д.
8. Упражнение «Где это бывает?»
- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.
Логопед выставляет на мольберт по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога НА:
- Где лежит снежинка? - Где висит сосулька?
- Где замерз лед? - Где катаются дети? - Где слепили снеговика? - Где стоят санки? 9. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
- Я сейчас выставлю по одной картинке, а вы подбирёте как можно больше признаков:
а) Ёлка какая? – (колючая, зелёная, пушистая, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
Снеговик? — (высокий, белый, веселый, радостный, снежный…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
б) О чем можно сказать:
Морозный что? — день, вечер, ветер…
Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).
Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).
Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).
10. Блиц-опрос по антонимам:
- Зимой растут сугробы, а летом …
- Зимой бывает снегопад, а осенью …
- Зимой катаются на санках, а летом …
- Зимой катаются на коньках, а летом …
- Зимой бывает холодно, а летом …
- Зимой лес спит, а весной …
- Зимой насекомые прячутся, а весной …
- Зимой снег падает, а весной…
Итог занятия
- Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо сегодня поработал на занятии, дал много правильных ответов.
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии? - Что мы делали на занятии?
- Что вам понравилось?
Оценка работы детей.
|
|
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой колосок» пос. Приморский государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области |