ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИCтруктурное подразделение детский сад «Золотой колосок» пос. Приморский государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области |
|
Главная : / Наша жизнь / Методическая копилка / Работа с педагогами / |
Терпимое, толерантное и нетерпимое отношение педагогов к детям.
Терпение – это дерево, корни которого горьки, зато плоды очень сладкие.
Персидская поговорка
Под толерантностью мы понимаем такое свойство личности, в котором выражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе.
Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. В основе толерантности лежит интеллектуальное убеждение, аналогичное взаимной договоренности сторон о границах сосуществования.
Терпимость характеризует поведение, базирующееся на усвоении принципов ненасильственного взаимодействия.
В педагогическом процессе терпимое или нетерпимое отношение к ребенку определяется тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью предъявлять определенные требования к ребенку и мерой реального воплощения этих требований ребенком.
Нетерпимое отношение педагога к ребенку чаще возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявленным к нему и требованиям и в результате начинает раздражать педагога.
Терпимость присуща педагогу, который спокойно реагирует на внешний вид и поведение детей (у других людей это может вызывать раздражение), способен не только принять их качества, в том числе негативные, поведение такими, какие они есть, но и понять, что стоит изменять, а что не стоит; при этом если он принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя ущерба личности.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль.
Исходя из позиций терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагога к субъектам образовательного процесса и на основе функционирования механизмов принятия и терпения можно выделить следующие формы выражения отношения педагогов к дошкольникам.
При позиции «сверху» при терпимом отношении наблюдается снисхождение, при толерантном – высокомерие, при нетерпимом – пренебреждение-презрение.
При равноправных позициях при терпимом отношении терпимость переходит в сотрудничество (согласование мнений, действий, поведения), толерантность – в терпеливость, а нетерпимость – в отстраненность.
При позиции «снизу» терпимое отношение принимает форму уступчивости, толерантное – беспомощности, а нетерпимое – от импульсивности (эмоционоального реагирования) до стремления немедленно изменить, исправить поведение, личность ребенка, родителя и т.д
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снихождение, и уступчивость, и отстраненность, но стечением времени в результате развития – неразвития – механизмов приятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов
- с терпимым («Миролюбец», «Альтруист», «Черепаха Тортила»);
- толерантным («Сноб», «Стоик», «Золушка»);
- нетерпимым («Диктатор», «Снежная королева», «Боец») отношением.
Предлагаемая психологическая характеристика типов педагогов не преследует цель обидеть педагогов или указать на их недостатки. Эта характеристика необходима для понимания причин появления недостатков в работе или для предостережения педагогов от ошибок.
Педагог с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности – «Диктатор».
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!»
Лозунг: «Вы ответите меня за все!».
Позиция по отношению у субъекту: «сверху», контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».
Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
Тактика поведения: диктат
Краткая характеристика. Данный тип педагога разрушителен для личностного развития и поэтому является источником для дезадаптации к учреждению. Неприязнь к детям, неспособность к педагогической деятельности выливается в жесточайший контроль над детьми, в стремлении ограничить твердыми рамками запретов, манипуляций, оскорблений и даже физических наказаний.
Педагог с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности – «Снежная королева». Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»
Лозунг: «Это вы сами в состоянии сделать!».
Позиция по отношению у субъекту: безучастный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но не вместе.
Способы общения: холодная наблюдательность, раздраженное неприятие, различные виды манипулирования.
Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.
Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.
Краткая характеристика.
Педагогический труд рассматривается как «повинность», отработка рабочего времени от и до. Часто в эту группу входят «выгоревшие» педагоги с хронической усталостью», эмоционально и интеллектуально истощенные, переживающие кризиса, или педагоги, занимающие «чужое» место. Данный педагог, как правило, индифферентен к педагогической деятельности и образовательному процессу, игнорирует обращенные к нему проблемы детей, родителей, минимизирует выполнение необходимых профессиональных обязанностей.
Его характеризует также нежелание действовать, стремление переложить ответственность на других, например на родителей, позиция пассивного, равнодушного созерцателя. Данный педагог, так же как и «Диктатор», способствует дезадаптации ребенка к образовательному учреждению.
Педагог с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности – «Боец».
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!»
Лозунг: «Делай, как я!».
Позиция по отношению у субъекту: «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся показать, что он «взрослый».
Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциональным реагированием, стремление изменить поведение ребенка, родителя, скорректировать его личность.
Тактика поведения: диктат.
Краткая характеристика.
«Боец» «формирует» личность, активно «содействует» ее развитию под воздействием сложившихся стереотипов. Характерно неприятие детей, которые не нравятся. В ситуациях, выходящих из-под контроля, склонен проявлять злорадство, открытую неприязнь, агрессивен, стремится действовать открыто: публично смеяться и издеваться над ребенком либо бороться с ним всеми доступными ему средствами (у каждого педагога свои – в зависимости от мировосприятия, этической и психологической культуры). Для «импульсивного» педагога характерна определенная степень эгоцентричности, в соответствии с которой он «подгоняет» детей под стандарт «хорошего», с его точки зрения, ребенка. Педагог до конца не осознает всю пагубность деления детей на хороших и плохих и соответствующего отношения к ним как к «принимаемым» и «непринимаемым». Он отдает предпочтение «любимчикам», многое им прощает, что способствует их адаптации к образовательному учреждению, тогда как к непонравившемуся ребенку может быть пристрастным, что приводит к его дезадаптации.
Педагог с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности – «Сноб».
Педагогическое кредо: «Ох уж детки!»
Лозунг: «И когда только вы вырастите!».
Позиция по отношению к субъекту: «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».
Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.
Преобладающая форма отношений: высокомерие, надменность, кичливость.
Тактика поведения: контроль, опека.
Краткая характеристика.
Степень приемлемого и допустимого для «Сноба» формируется на протяжении всей его педагогической деятельности. Так, «Сноб» терпелив к тому, кто является его единомышленником, толерантно, хотя и «свысока» ведет с обеспеченными родителями, но в тоже время невыдержан, достаточно тверд и жесток с теми, кто стоит ниже его социальной лестнице, так как считает себя опытнее, образованнее, воспитаннее, умнее и т.п.. Подобным образом педагог относится и к детям. Главный недостаток – негибкость поведения, неадекватно завышенная самооценка своих действий, поступков, идей, что в итоге может стать причиной дезадаптации ребенка.
Педагог с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности – «Стоик».
Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи, сколько выдержишь!»
Лозунг: «Все получится, нужно только немного подождать!».
Позиция по отношению у субъекту: «Рядом, но не вместе».
Способы общения: иалог, подержка, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.
Тактика поведения: сосуществование рядом.
Краткая характеристика.
В основе педагогического труда педагога может лежать личная выгода, собственное удобство, равнодушие к детям. В целом он способствует адаптации ребенка к образовательному учреждению, посколько терпеливо выполняет профессиональные обязанности. Однако недостаточное приятие педагогом детей может привести к их поведенческим или личностным дисгармониям, неадекватной самооценке, обращению внимания на себя как приемлемыми способами, так и недопустимыми.
Педагог с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности – «Золушка».
Педагогическое кредо: «Я готов все вытерпеть, лишь бы вам было хорошо»
Лозунг: «Ну что я могу для тебя сделать?».
Позиция по отношению к субъекту: «снизу», приспособление.
Способы общения: приноравливание.
Преобладающая форма отношений: беспомощность.
Тактика поведения: невмешательство.
Краткая характеристика.
«Золушкой» чувствуют себя некоторые педагоги на начальных стадиях становления своей карьеры. Они растерянны и не знают, как грамотно вести себя в различных, что проявляется в приспособлении к действительности, неуверенном поведении. Этот тип педагога чрезвычайно удобен детям, так и взрослым: им легко манипулировать, так как он беспомощен и нуждается в поддержке. Он сам находится в адаптационном процессе, поэтому его участие в адаптации ребенка к образовательному учреждению минимально.
Педагог с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к субъектам педагогической реальности – «Черепаха Тортила» .
Педагогическое кредо: «Это дети (молодые родители и т.д.), и этим все сказано!»
Лозунг: «У вас все получится со временем!».
Позиция по отношению у субъекту: «сверху», покровительствующий «родитель».
Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.
Краткая характеристика.
Такой педагог относится к детям «сверху», с позиции покровительствующего: предпочитает воспитывать, наставлять, разъяснять, морализировать, убеждать. Он любит детей, принимает их недостатки, с удовольствием работает, однако может быть негибок, проявлять недостаточную децентрацию к ребенку. В оценках личности и действий детей, как правило, преобладают позитивные характеристики: «Вы хорошие, умные ребята, но слегка легкомысленные…», «Мне нравится ваше поведение, но я хотела бы вас видеть более старательными», дети любят такого педагога.
Педагог с преобладанием уступчивости как формы выражения толерантного отношения к субъектам педагогической реальности – «Альтруист».
Педагогическое кредо: «Я вас люблю, что готов все принять, лишь бы вам было хорошо!»
Лозунг: «Все дано от природы, я мало что могу сделать!».
Позиция по отношению к субъекту: «снизу», приспособление.
Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость.
Преобладающая форма отношений: уступчивость.
Тактика поведения: попустительство.
Краткая характеристика.
Этот педагог настолько любит и уважает детей, что боится своим педагогическим невмешательством навредить их личностному росту, что ведет к полной уступчивости. В целом он лоялен, может быть излишне эмпатичен, принимает ребенка, способствует его адаптации к дошкольному учреждению.
Педагог с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к субъектам педагогической реальности – «Миролюбец» Педагогическое кредо:исходить из интересов человека и перспектив его дальнейшего
Лозунг: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь».
Позиция по отношению к субъекту: «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.
Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка
Преобладающая форма отношений: сотрудничество
Тактика поведения: ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующие от человека проявления активности.
Краткая характеристика.
Это идейный тип педагога. Он любит детей, с удовольствием с ними работает. Отношения основаны на приятии, любви к детям, понимающем сопереживании, ненасильственном сопровождении их личностного роста и развития, направлены на развитие уникальной сущности каждого ребенка, что разумеется, ведет к его быстрой адаптации.
Отметим еще раз, первостепенная роль в детском учреждение несомненно принадлежит педагогу, насколько он сам гармоничен и терпим, зависит психологическое здоровье и его самого, и воспитанников. Дело за малым – педагог должен любить детей, профессию, образовательное учреждение, где работает, и конечно же, совершенствоваться, развиваться и двигаться вперед.
|
|
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой колосок» пос. Приморский государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы пос. Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области |